Далеко зашедший «контрнормативный» переворот в общественном сознании
повлек за собой утрату интегрирующей смысловой перспективы для нашего
коллективного государственного «бытия в мире», распад тех предельных ценностей
культуры, которые только и делают население народом. На долю последнего
остается тогда в лучшем случае жалкий удел обитателей «банановых» республик, а
в худшем – дальнейшее расчленение национального тела. Россия «стала беззащитной
– нет объединяющих энергий. Происходит
расщепление ее на всех уровнях», –
справедливо отмечают доцент, к.г.н. В. Г. Берест и А. В. Берест.[3]
Социальная атомизация имеет не только материальные, но и духовные предпосылки.
По словам А. Н. Самарина, «миллионы наших сограждан сначала были уничтожены
нравственно и лишь потом добиты нищетой, голодом и вымерзанием».[4]
Российские реформы выступают, как раз, наиболее «удавшейся» частью
процесса глобализации по-американски, особо значительным компонентом этого
мегапроекта, направленного на передел мировых ресурсов. В капкан глобализма,
обрекающий Россию на роль сырьевого придатка, наше общество попало, как считают
многие участники конференции, вследствие социальной безответственности (если не
асоциальности) отечественных властных группировок. «Вряд ли элементарный
здравый смысл позволит всерьез употреблять слово «элита» по отношению к
правящему классу современной России», - саркастично замечает элитолог к.ф.н. В.
В. Буханцов. По его словам, «для России важно не попадаться в перечисленные
ловушки, а искать объективные общечеловеческие тенденции глобальных процессов».
И сделать это сможет не нынешняя «альтиметрическая» (по Дж. Сартори)
псевдоэлита страны, озабоченная сугубо частными интересами а лишь новая,
потенциально идущая ей на смену меритократическая элита, которая сосредоточится
на целях общественного развития.[5]
Выход из нынешнего общенационального кризиса видится не только в
качественном обновлении элит и в необходимой их смене, но, более всего, в
духовно-нравственной революции, которая, начинаясь в душе отдельных людей, должна
избавить нас, как от поветрия хищничества и мародерства, так и от позволяющего
им процветать духа рабства. Эти требования нравственного очищения и
преображения российского общества наиболее четко сформулированы и
аргументированы, прежде всего, в четырех энергичных текстах инициатора
конференции – Председателя Иркутского отделения РФО Ю. Л. Дюбенка, которыми
открывается сборник. Он также акцентировал в них важную роль
подлинно-философской мудрости, которая в случае своей активизации призвана
стимулировать моральное оздоровление нашего общества.
Весьма созвучно подходу Ю. Л. Дюбенка оригинальное размышление о
задачах философии, которое представлено в двух текстах доцента, к.э.н. А. Г.
Войтова, показавшего глубокую эпистемологическую
ценность целостного философского знания для остальных наук и непродуктивность в
этом отношении всякой обособленной
философии науки. В невольной оппозиции этой точке зрения оказались
основные тезисы работы к. хим. н. В. Л. Кисселя, в которой было
заявлено, что выдвинутое докладчиком «основоположение наукоучения, будучи
единственным и всеобщим представлением бытия, есть абсолютное научное знание».[6]
Но, как известно, всякие претензии на таковое в науке со времен гегелевского
абсолютизма утратили свой кредит. А идеологически, как это показал К. Поппер,
они всегда служили только легитимации абсолютной власти.
Важным инструментом моральной реконструкции России, по мысли проф.,
д.ф.н. В. А. Кувакина (президента Российского гуманистического общества)
является распространение светского гражданского гуманизма, как философии
здравого смысла. Она может сыграть свою роль, по словам докладчика, «в
удержании страны в пространстве разума, человечности, и добра, независимых от
вероисповедания, национальности и социального положения человека». Автор привел
в пример просветительную деятельность Российского гуманистического общества,
среди достижений которой регулярно
выходящий журнал «Здравый смысл», учебник «Основы современного гуманизма», 16
других книг по гуманизму и т.п. Точку зрения этого оратора во многом поддержал А.
С. Шутов, редактор кировской газеты «К гуманизму».
Многие доклады были посвящены проблемам гуманистического воспитания и
духовно-нравственным аспектам образования. Среди них можно выделить особо
систематизированные работы проф., д.ф.н. Т. В. Панфиловой «Гуманизация
воспитания» и заслуженного учителя РФ А. К. Чернышева «Наркотики и
жизнь». По мнению автора первой из указанных публикаций, гуманизация воспитания
станет возможной в результате одновременного движения по нескольким
направлениям: гуманистический подход к ребенку, гуманистическая ориентация
родителей и воспитателей и переориентации общества на гуманизм. Во втором
докладе, отчетливо показано, что утрата
общесоциальных ценностей, приход им на смену «философии выживания»,
которая заключает в себе программу-однодневку с культом желудка и нищетой духа,
максимально благоприятствуют наркотизации молодежи.
К сожалению, формат нашего обзора не позволяет рассказать обо всех
интересных материалах, ставших предметом доброжелательного и, вместе с тем,
критического обсуждения на конференции: ни о запоминающихся выступлениях
писателя А. Викорука или художницы Т. В. Громыко, ни о плодотворных
религиоведческих исследованиях А. В. Павлова, ни о докладах, посвященных
самобытным прибайкальским духовным практикам проф. Н. С. Коноплева и др. Однако
любой желающий может ознакомиться с текстами в оригинале на сайте: www.mgimo.ru/kf/ ( страница Science, рубрика
Межкафедральная программа «Духовные основы…») с июля с.г. В целом можно
сказать, что иркутская философская инициатива по возвращению нравственной
проблематики в ранг первостепенной созидательной духовно-практической задачи
оправдала себя. Хотя пройден пока еще, по-видимому, только первоначальный этап
на этом пути.
А. Н. Самарин,
к.ф.н., доцент МГИМО (У) МИД РФ (Москва)
[1] Построение нравственного (человечного) общества в России. Материалы Ш научно-практической конференции, 19-20 апреля 2003 г. Под ред. Ю. Л. Дюбенка, Н. С. Коноплева и др. Иркутск, Изд-во Иркутского университета, 2003.
[2] Там же, с.71. В подтверждение своих оценок автор привел полный текст выступления индейского вождя, которое звучит вполне актуально и в современной России, указывая на нежеланные перспективы для нее.
[3] Там же, с. 23.
[4] Там же с.106.
[5] Там же, с.32-33.
[6] Там же, с.58.