Додельцев Р.Ф.
Античная философия как система (Тезисы)
1.0 Философия определенного периода - не простое
собрание имен, идей, концепций, а целостная, развивающаяся система,
сплоченная решением сходных
проблем, едиными
методологическими принципами, сосуществованием различных мнений.
2.0 Превращение философии в систему.
2.1 Нарождающаяся
философия - между мифологией, концептуализирующей мир на
эмоциональной основе, и здравомыслием, нацеленным на практическое
преобразование действительности.
2.2 Движение
философии к «самодостаточности» и к
«самоорганизации» путем укрепления рациональности, ее стремления к
доказательности,
проверяемости и согласованности
философских утверждений: от панлогизма элеатов через платоновскую теорию идей к
логической аналитике Аристотеля.
2.3 Автономизация философии (появление философии для
философов) у Гераклита и элеатов. Компромиссное объединение предшествующих
воззрений у Эмпедокла и Анаксагора. Интерес софистов и Сократа к духовности как
импульс для появления философской рефлексии. Аристотель: «понимающая критика»,
разработка логики и новое понимание диалектики.
2.4. Некоторые
механизмы философского развития,
его необратимость, которая как бы заменяет накопление знаний.
Примеры механизмов «эстафеты», «антитезы», «компромисса», «синтеза».
3.0 Системные свойства философии.
3.1 Усиление антиномичности подходов в античной философии:
«первовещество» милетцев -
«первопринцип» пифагорейцев;
«текучий» Гераклит - «недвижимые» элеаты; монизм-дуализм; единственное начало - множество начал и под. (см. таблицу). Вместе с тем эти подходы, конфликт которых достигает пика в системах Демокрита и Платона, связаны отношением «дополнительности» (Бор Н.). Философский синтез Аристотеля как попытка «дополнить» идеализм Анаксагора, Платона реализмом Эмпедокла, Демокрита.
3.2 Целостность: смысл системы не сводим к сумме смыслов отдельных идей
или концепций. Эмплицитное (явное) и имплицитное (скрытое) содержание
философской системы. Зависимость ее понимания и интерпретация от особенностей
текстового оформления, социального контекста и личности философа.
Амбивалентность мировоззренческих ориентации отдельных философов. Необходимость
учитывать «одержимость новатора».
4.0 Конец античного философствования и его причины.
4.1 «Обратная связь» в философии: согласованность внутренней
организации философской системы с социокультурной средой и естественно-научными
знаниями. Накопление «флуктуации» в системе и несогласованность философии с
условиями общественной жизни приводит к «моменту бифуркации», после чего
следует непредсказуемый «поворот» философии или смена ее парадигмы.
4.2 Причины упадка античной рациональности:
1) кризис демократических институтов сосредоточивает интересы личности
на проблемах индивидуального существования;
2) этому же способствовал сократовский поворот от космологии к
антропологии;
3) углубляющийся разрыв между
умозрительным философствованием и эмпиризмом нарождающейся науки;
4) подъем религиозных настроений, встречное движение философии и
религии друг к другу в конце эллинистической эпохи.